Назад

 

Задания конкурса «Кругозор» - «Умка»

8 класс

 

1.      Участвуя в олимпиаде, Умка не смог победить, так как не ответил на вопросы:

1.1.   Как можно объяснить состав газов современной атмосферы?

1.2.   Молекулярный азот химически неактивен. Объясните, почему возможно его усвоение клубеньковыми бактериями?

1.3.   Может ли быть кислота одновременно сильной и непрочной? Слабой и устойчивой?

1.4.   Почему важно учитывать сочетание различных металлов в металлоконструкциях?

1.5.   Известно, что рыбы без движения могут определенное время находиться на той или иной глубине. Почему в результате эволюции не возникло животное, которое может так же находиться в воздухе на той или иной высоте?

1.6.   Что означает выражение «динамический характер химического равновесия»?

1.7.   Как объяснить выражение «энергия химической связи»? Попробуйте ответить Вы.

 

2.      Побывав на лекции о биосфере, Умка задумался над вопросами:

2.1.   Какие химические процессы, протекающие в почве, направлены на сохранение ее плодородия?

2.2.   Какие превращения неорганических веществ в органические и наоборот – органических веществ в неорганические происходят в природе?

2.3.   Какие химические процессы, связанные с деятельностью человека, вызывают экологические проблемы?

2.4.   Как объяснить экологическую проблему отравления человека и животных нитратами?

2.5.   Какой смысл имеет выражение «эволюция биосферы»? Какие факторы определяют этот процесс на нашей планете? Помогите ему найти ответы.

  

3.      Умка прочитал статью в журнале о многообразии способов размножения живых организмов в природе. Помогите ему найти ответ на вопрос:

3.1.   Каковы преимущества каждого из способов размножения: полового, бесполого, партеногенеза?

 

4.      Умка узнал от рыбаков, что в реках, ручьях, освоенных бобрами, водится больше рыбы, чем в водоемах, где нет бобров.

4.1.   Помогите ему объяснить данный факт.

  

5.      Однажды Умка выловил из воды закупоренную бутылку, в которой он обнаружил лист бумаги, похожий на страницу из книги. На листе часть слов оказалась утраченной из-за длительного воздействия воды. Прочитав сохранившиеся слова, Умка предположил, что это лист из учебника физики. И даже сумел восстановить смысл этого текста.

5.1.   А сможете ли вы это сделать? (Каждый значок _ в представленном ниже тексте соответствует одному слову.)

 

"Еще древние _ заметили, что натертый _ янтарь _ к себе соломинки, _, кусочки других материалов. Такой способностью _ не только натертый янтарь, но и □, □, стекло и некоторые другие материалы, если их □□□. Впоследствии про тело, которое после _ приобретало □ притягивать к себе □ □, стали говорить, что оно наэлектризовано, или, что ему сообщен электрический □. □ сообщения телу _ заряда назвали □. Наэлектризовать тела можно не только с помощью трения, но и □, □, □. В результате электризации □ □ приобретают оба  тела. Опыты с наэлектризованными □ показывают, что в одних случаях наблюдается □ этих тел, а в других случаях – □. Обнаружить, является ли тело наэлектризованным, можно с помощью □. Если прикоснуться к □ электроскопа □ предметом, то его листочки разойдутся, так как получат заряды □ □. Чем больше заряд, который был сообщен электроскопу, тем больше □ расхождения его листочков. Если соединить два □ электроскопа, один из которых заряжен, □ стержнем, то можно наблюдать, что листочки незаряженного □ разойдутся, а угол между листочками заряженного □. В результате углы между листочками соединенных электроскопов будут □".

 

5.2.   Умка успешно расшифровал эту запись и сказал: "Теперь я знаю, что…" Напишите, что сказал Умка.

 

6.      Умка любит ходить в гости к полярникам, проводящим свои исследования на дрейфующей станции. Однажды он узнал из разговора с радистом, что электрическое сопротивление металлического провода зависит от температуры. Радист Иван Петрович показал ему таблицу результатов опыта, в котором измерялось сопротивление R мотка проволоки при разных значениях температуры:

 

Сопротивление R, Ом

5,5

6,0

6,4

6,9

7,4

8,0

Температура t ºС

10

20

30

40

50

60

 

6.1.   Помогите Умке построить график зависимости сопротивления мотка проволоки от температуры.

6.2.   Определите, каково его сопротивление при 0 ºС.

 

7.      Умка провел наблюдения за процессом замерзания воды на поверхности полыньи. Он обнаружил, что каждое следующее равное увеличение толщины льда занимает большее время, даже если температура воздуха надо льдом остается постоянной.

7.1.   Объясните Умке, почему это происходит?

 

8.      Радист Иван Петрович показал Умке опыты по электростатике с применением электроскопа. Умка хорошо понял устройство электроскопа и узнал, что если потереть полиэтиленовый стержень о бумагу, он приобретет отрицательный заряд. Иван Петрович сказал, что при помощи этого стержня электроскоп можно зарядить и положительно, и отрицательно. Умка растерялся.

8.1.   Опишите и объясните Умке, как можно это сделать, изобразите пояснительные рисунки.

8.2.   Можно ли при помощи электроскопа и полиэтиленового стержня узнать, что является лучшим изолятором: шерстка Умки или хлопковый лоскут?

8.3.   Умка заметил, что если поместить лапу вблизи шарика положительно заряженного электроскопа, не прикасаясь к ней, то листки опадут. Как это можно объяснить?

 

9.      Полярники объяснили, что могут взвесить Умку в лаборатории без весов. Они поместили однородную доску АВ длиной 3 м и массой 8 кг на опору в точке, находящейся на расстоянии 0,5 м от конца А. Когда Умка встал на доску на расстоянии 0,3 м от конца А, а на расстоянии 0,5 м от другого конца доски В поставили гирю массой 2 кг, доска приняла горизонтальное положение. Выполнив рисунок, полярники быстро подсчитали сначала вес Умки, а затем и его массу.

9.1.   А сможете ли вы сделать то же самое?

 

10.  Умка увидел на столе Петра Ивановича, руководителя дрейфующей полярной станции, интересный график (см. рисунок). На нем была изображена зависимость скорости льдины от времени. Петр Иванович сказал Умке, что по этому графику может подробно описать движение льдины. Умка решил, что сам сможет ответить на такие вопросы:

10.1.                   как изменялась скорость льдины в разные промежутки времени (они отмечены на графике);

10.2.                   каково наибольшее значение скорости льдины;

10.3.                   с каким ускорением двигалась льдина на каждом участке;

10.4.                   какой путь прошла льдина за каждый выделенный промежуток времени;

10.5.                   какова средняя скорость льдины за все время движения?

10.6.                   Можно считать, что льдина двигалась по прямолинейной траектории.

 

Назад

 

Реклама:
Сайт создан в системе uCoz