Назад

 

Задания конкурса «Кругозор» - «Умка»

10 класс

 

1.      Умка участвовал в конкурсе эрудитов. Ему предлагались следующие вопросы:

1.1.   Какие процессы в биосфере дополняют процесс фотосинтеза, протекающий в зеленых частях растений? 

1.2.   В устьях рек встречаются морская и речная вода. В чем можно видеть их взаимодействие? 

1.3.   Какие факты могут подтвердить, что химическое строение органического вещества влияет на его биологические свойства? 

1.4.   Как объяснить, что выхлопные газы автомобиля, работающего на бензине, содержат свинец? 

1.5.   Как можно объяснить, что древние водные организмы для укрепления тела использовали кремний, а в более позднее время – кальций? 

1.6.   Почему удаву необходимо меньше количества пищи в сутки, чем льву? 

1.7.   Объясните моющее действие мыла. Какие вещества могут заменить мыло? Какие вещества уменьшают моющее действие мыла? 

1.8.   Как можно получить из нефти больше бензина, чем содержится в ней? 

1.9.   Как определить число двойных связей в молекуле углеводорода? 

1.10. Объясните выражение «высокооктановое топливо». 

1.11. Почему одноклеточные организмы – саамы древние обитатели нашей планеты – благополучно существуют в настоящее время, несмотря на то, что многократно происходило изменение условий их обитания? 

1.12. Как следует понимать такое суждение: «Биосфера – единое планетно-космическое образование»? 

1.13.  Назовите особенности мухи дрозофилы, сделавшие ее привлекательным объектом для генетиков. 

1.14. Рыба электрический скат живет в морской воде и поражает добычу электрическим разрядом. Почему аналогичное животное не обитает в пресной воде? Сможете ли ответить на них Вы ?

 

2.      УМКА  при подготовке домашнего задания по физике читает текст параграфа. К сожалению, один абзац этого текста оказался залитым черными чернилами. Восстановите этот абзац по смыслу.

"С третьим законом Ньютона нередко связывают кажущиеся парадоксы. В самом деле, если всякая сила характеризует взаимодействие тел и при этом тела действуют друг на друга силами, равными по модулю и противоположными по направлению, то как объяснить действие разного рода движителей. Например, когда лошадь везет воз сена, то по третьему закону Ньютона сила тяги со стороны лошади должна быть в точности равна по модулю силе, действующей со стороны воза. Так почему же движение происходит в сторону лошади, а не наоборот – в сторону воза? Такие же вопросы можно задать о причинах движения тележки, которую мы везем, вагонов под действием тяги локомотива и т.д.   ……………………………………………………………………………………………………...

Все мы наблюдали, как оторвавшиеся комья грязи летят в противоположную сторону от колес движущегося автомобиля. Разрушаются бетонные, асфальтовые покрытия дорог, разрушаются стальные рельсы железных дорог. Время от времени дороги приходится ремонтировать: это – следствие третьего закона Ньютона."

 

3.      В кабинете физики ученики 11 класса проводили исследование фотоэффекта. На рисунке представлена электрическая схема, позволяющая проводить измерение силы тока, возникающего в цепи при освещении светом одного из электродов (катода)  в зависимости от напряжения, приложенного к электродам внутри стеклянного баллона. На следующих рисунках приведены полученные в этом исследовании вольтамперные характеристики для трех случаев. В первом – катод освещали лампой накаливания мощностью 75 Вт, во втором – мощность лампы накаливания составляла 150 Вт, в третьем – 300 Вт.

Какие предположения о закономерностях фотоэффекта вы могли бы сформулировать на основании представленных результатов эксперимента?

 

4.      Тонкая спиральная пружина висит вертикально. Верхний конец пружины закреплен. К нижнему концу прикреплен легкий указатель для снятия с вертикальной шкалы показаний, получаемых в результате подвешивания к пружине разных тел. В таблице приведены показания указателя по шкале для разных грузов.

 

Масса груза, кг, (+0,01 кг)                         Показание по шкале, мм, (+1мм)

                 0                                                                            120

                 0,20                                                                       126

                 0,40                                                                       131

                 0,60                                                                       139

                 0,80                                                                       143

 

4.1.   составьте таблицу, при помощи которой можно проверить, выполняется ли для этой пружины закон Гука;

4.2.   постройте график зависимости силы упругости от значения деформации пружины;

4.3.   найдите (если это возможно) жесткость пружины;

4.4.   какой будет силу упругости и энергия упругой деформации этой пружины, если значение деформации равно 25 мм;

4.5.   какие отличия в результатах этого эксперимента следует ожидать, если он будет повторен: на вершине высокой башни; на поверхности Луны.

 

5.      Пробковый диск диаметром 1 м и толщиной 20 см плавает на поверхности воды. Когда на верхнюю поверхность диска помещают кусок стали, диск опускается ниже на 2 см. На сколько сантиметров (по сравнению с первоначальным положением) диск погрузится в воду, если тот же кусок стали жестко прикрепить к нижней поверхности диска? Полученный результат пояснить.

 

6.      Небольшая тележка массой 400 г движется из состояния покоя с вершины гладкой наклонной плоскости высотой 1,2 м. В точке А она сталкивается с другой такой же тележкой и они прилипают друг к другу. Обнаруживается, что тележкам как раз хватает энергии, чтобы достигнуть вершины В следующей наклонной плоскости высотой 0,3 м. Определить энергию, "потерянную" в этом процессе. Объясните полученный результат с позиций закона сохранения энергии.

 

7.      На схеме показаны два одинаковых воронкообразных фильтра с битым льдом при температуре 00 С, в которые погружены одинаковые нагреватели мощностью 50 Вт. В приборе А нагреватель отсоединен от сети. При этом лед  постепенно плавится и за 5 минут в кристаллизаторе набирается 15 г воды. В приборе В нагреватель подключен к источнику питания. Вода капает с постоянной скоростью, и за 5 минут в кристаллизаторе набирается 58 г воды. Определите удельную теплоту плавления льда по результатам данного эксперимента.

 

 

Назад

 

Реклама:
Сайт создан в системе uCoz